Логотип центра

Негосударственное образовательное учреждение

Центр нетрадиционного лечения речевых расстройств

(Некоммерческая организация)

Зарегистрирована Московской регистрационной палатой 29 декабря 1997 года, свидетельство № 069.782.

Лицензия правительства Москвы серия СЛОД Регистрационный номер 006584 КОД-Н

Некоторые нетрадиционные приемы преодоления заикания.

автор Г.А.Троян, директор Центра нетрадиционного лечения речевых
расстройств. Журнал «Дефектология» №6 1995 г.

Наш многолетний опыт работы в изучении нетрадиционного воздействия на заикающихся и значительные положительные результаты, полученные в преодолении заикания позволяют в предлагаемой статье поделиться некоторыми своими наблюдениями.
Экстрасенсорика – это не методика, это использование определенных приемов. Есть общие приемы работы, которые в том или ином сочетании используются каждым отдельным целителем в соответствии с его индивидуальностью. Более того, один и тот же целитель варьирует свои собственные методики в соответствии с индивидуальностью больного.
Наблюдая работу целителя, можно увидеть только одинаковые пассы при работе с разными пациентами. Внешне все чрезвычайно похоже, однако пассы не есть показатель работы, это всего лишь то, что может увидеть наблюдатель или сам пациент. Кроме того, пассы совеем не обязательны в работе. Рука не лечит, рука является всего лишь указкой, она в какой-то мере помогает сосредоточить внимание и работу мысли над тем органом или пациентом, которые в данный момент подвергаются экстрасенсорному воздействию.
Сущность экстрасенсорного воздействия состоит во внеречевом, внечувственном воздействии на информационную систему объекта, и никакие внешне воспринимаемые действия не отражают сущности воздействия.
Логоневроз – это частный случай невроза. Невроз же есть функциональное нарушение психики. При нарушении информационной связи между подсистемами, из которых состоит вся нервная система, наступает то или иное отклонение. Нормальная система всегда является самообучающейся. При выходе ее из режима правильного функционирования иногда достаточно минимального количества информации для того, чтобы система заработала в нужном режиме. Мы и вводим это количество, зачастую избыточное, но избыточная информация как бы теряется. Система использует только нужное ей количество информации и отбрасывает ненужную, ибо каждая система обладает способностью к гомеостазу (способность системы поддерживать устойчивый режим работы).
Экстрасенсорное целительство ни коим образом не связано с энергией. Это исключительно мысленное воздействие, а точнее – информационное.
В работе с заикающимися я заставляю себя мысленно услышать их нормальную речь, заставляю себя мысленно увидеть адекватную мимику заикающегося и тем самым навязываю ему правильную речь. Моя мысль, мое подсознание как бы входит в контакт с подсознанием заикающегося. Таково примерное объяснение моего подхода к использованию приемов экстрасенсорики в коррекционной работе с заикающимися.
Но надо сказать, что это не какое-то избирательное воздействие на речь или мимику. Это целостное воздействие на личность заикающегося, идущее на подсознательном уровне, а поскольку это целостное воздействие, то автоматически убираются другие дефекты речи: дизартрии, задержки психоречевого развития, дислалии и т.д. Устраняется сам невроз. Ведь заикание, или логоневроз, это всего лишь один из симптомов общего невроза, развившегося на фоне общего неблагополучия и скрытой или явной неврологической симптоматики.
На занятия к нам попадают преимущественно дети с невротическим типом заикания и некоторыми характерологическими особенностями. Хотя, по нашим наблюдениям, внешняя симптоматика нервозоподобного и невротического заикания почти неотличимы, так как границы между ними крайне размыты, более того – условны. Картина изменения общего и речевого состояния ребенка с неврозоподобным заиканием сходна с изменением состояния детей с невротическим заиканием.
При раннем заикании, начиная с дошкольного возраста, уже часто наблюдаются различного рода страхи: ребенок боится оставаться в одиночестве, боится темноты, боится отпускать от себя мать; страх речи порождает боязнь общения с посторонними, значительно затрудняются ответы на занятиях, разговор по телефону и т.д.
Скорость исцеления от заикания зависит не столько от нозологической формы, сколько от возраста и индивидуальных особенностей заикающегося, связана с характерологическими особенностями, степенью зрелости психологической структуры, иначе – от степени зрелости «Я» заикающегося.
По нашим наблюдениям, больший эффект преодоления заикания достигается при незрелости личности, когда «Я» (со всеми его дефектами) не окончательно сформировано.Эффективность воздействия на заикающегося колеблется от преобладания того или иного вида воздействия (экстрасенсорного или суггестивного, хотя полностью разделить эти два вида воздействия невозможно). Наиболее эффективное влияние оказывает экстрасенсорное воздействие, наименее – чисто суггестивное.
При раннем заикании (от 2,5 до 4,5 лет) используется чисто экстрасенсорное воздействие, так как заикающийся ребенок этого возраста не в состоянии понять смысл внушения. Для вызывания интереса к занятиям заикающимся детям даются различные настольные игры, способствующие общему развитию ребенка, представляющие для него интерес: лото «Дикие и домашние животные», «Детеныши», «Кто где живет?», «Кубики», «Мозаика» и т.д., что, в свою очередь, дает возможность удержать ребенка на месте, без принуждения проводить занятие. Первичный курс составляет 30 занятий-сеансов, преимущественно индивидуальных, продолжительностью до 30 минут.
В дошкольном возрасте (от 4,5 до 7 лет) в занятия с заикающимися уже включатся элементы суггестии, опять же в пределах возможного понимания речи ребенком. Заикающиеся дети обучаются элементарным приемам релаксации, что помогает снять эмоциональное напряжение. Стихотворный текст, хотя он и понятен, не обладает достаточной суггестивностью за счет внесения избыточной информации. Сжатый, краткий текст, оставаясь столь же понятным, как и стихотворный, обладает значительно большим воздействием,так как в единицу времени заикающийся ребенок получает меньшую информацию. Внимание заикающегося ребенка не рассредотачивается на восприятие дополнительных слов, которые неизбежны при стихотворном тексте. Этим и достигается более высокий эффект по сравнению со стихотворной формой подачи материала.
Кроме того, начиная с дошкольного возраста, занятия с заикающимися релаксацией проводятся под специально подобранную музыку, которая подается в магнитофонной записи. Во-первых, особый вид музыки, как правило, успокаивает заикающегося, что способствует повышению эффекта занятий. Во-вторых, создается звуковой барьер между уличными шумами и аудиторией. Плавная и достаточно громкая (по сравнению с уличными шумами) музыка в значительной степени снимает случайные звуковые раздражители, приходящие извне, что также повышает усвоение текста, даваемого заикающемуся.
Одновременно с этим под музыку проводится экстрасенсорное воздействие, которое значительно преобладает на занятиях заикающегося. И только в качестве дополнения даются элементы техники речи по схеме, разработанной и известной в нашей педагогике: сначала проводится работа над отдельным словом, начинающимся с ударной гласной, почти параллельно проводится работа над стихотворным текстом. При этом можно использовать специальные игровые сценки, а затем идет подготовленный пересказ по темам. Естественно, все дается в игровой форме. Занятия с заикающимися дошкольниками проводятся преимущественно в группах, хотя при необходимости возможны и индивидуальные занятия. Длительность групповых занятий 1 час, наполняемость групп от 6 до 8 человек. Первичный курс составляет 25 занятий. Половина времени занятия отводится на релаксацию и экстрасенсорное воздействие: 20 минут в самом начале занятия и 10 минут – в конце.
В группах школьного возраста от 7 до 13 лет (условное разделение) заикающиеся дети обучаются приемам релаксации в сочетании с экстрасенсорным и мягким суггестивным воздействием. Экстрасенсорное воздействие продолжает преобладать и в этих случаях. В качестве дополнения дается техника речи.
В этой возрастной группе может быть выделена отдельная группа заикающихся первоклассников (неумеющих бегло читать, что может в какой-то степени мешать и замедлять работу в группе при занятиях техникой речи с заикающимися). Возможно увеличение группы с 6 -8 человек до 10 – 12 и соответственно продолжительности занятий с 1 до 1,5 часов.Здесь также половина времени отводится на релаксацию и экстрасенсорное воздействие: 30 минут в начале занятий и 15 – в конце.
В группах для заикающихся среднего и старшего школьного возраста (от 13 до 18 лет) предпочтительнее увеличивать число подростков,начиная от 8 и доводя их до 15-20 человек, что, по нашим наблюдениям, повышает эффективность психотренинга.
В результате у заикающихся сначала появляется ощущение чувства тяжести или тепла в руках, ногах, а затем возникает так называемое «просоночное» состояние, напоминающее легкую дремоту. В сочетании с соответствующей музыкой (например, шум морского прибоя) и экстрасенсорным воздействием, которое по-прежнему преобладает, удается добиться достаточно хорошего и стойкого результата, чего не удается получить, используя только психотренинг.
Естественно, что не все заикающиеся поциенты в достаточной степени включаются в психотренинг, но со временем они достаточно хорошо им овладевают и впоследствии используют его в случае необходимости, чтобы быстрее восстановиться, снять нервное возбуждение (в повседневной жизни, внушая самому себе состояние расслабленности и покоя). Таким образом, психотренинг переходит в аутотренинг.
Психотренинг с заикающимися проводится дважды, в начале и конце занятия.Занятия техникой речи даются в качестве дополнения.
В процессе коррекционной работы с заикающимися с использованием нетрадиционных приемов, в основе которых доминирующим является экстрасенсорное воздействие, отмечается определенная последовательность изсенения личности заикающегося. Сначала меняется поведение. Заикающийся становится спокойнее. Это происходит примерно через 5-8 сеансов – занятий. У заикающегося постепенно уменьшается или полностью исчезает страх в случаях, если он присутствовал. Наряду с этим как бы незаметно происходят позитивные изменения в речи: запинки становятся мягче по качеству и реже по количеству, заикание уходит как бы незаметно.
Естественно, что в одних случаях заикание проходит быстрее, в других медленнее. Быстрота выхода из заикания зависит от разных факторов:
- от возраста заикающихся (наибольший эффект достигается в раннем возрасте);
- от наличия неблагоприятного наследственного фактора (есть ли заикающийся среди родственников);
- от условий содержания и воспитания заикающегося ребенка дома,от качества выполнения требований логопеда.

Приведу конкретный пример начальных результатов преодаления заикания у ребенка с использованием экстрасенсорного воздействия.
Ваня П.(6 лет). Неврозоподобное заикание, тяжелая форма (прошел два курса: в 1987 и 1988гг.,по 25 занятий в каждом курсе).
По словам матери, до начала занятий представлял собой «клубок нервов», негативно реагировал на новых людей,а на взрослых в белых халатах – особенно.В коллективе детского сада почти не разговаривал, отвечал на вопросы отдельными словами или движениями головы.Отмечался очень плохой аппетит.Любил черные корки хлеба и чай.Никакие лакомства, доставляющие удовольствие другим детям, не вызывали у него интереса. Отмечалась высокая утомляемость. Днем был необходим длительный сон, вечером засыпал трудно. Сон тревожный: тяжело вздыхал, ворочался.
Наблюдались тревожность, навязчивость мыслей,страх, излишняя впечатлительность. Отмечался сильный страх перед речью, непроизносимость слова вызывала обиду, страх, слезы. Речь была прерывистая, дыхание нарушено, темп – ускоренный, артикуляция вялая. Запинки во всех видах речи.
Медикаментозное лечение не получал, так как прием лекарств вызывал сильную нервно-отрицательную реакцию.
К концу первого месяца занятий – сеансов наметились явные перемены к лучшему в поведении, деятельности. Появился интерес к жизни. Мальчик стал задавать вопросы, повысилась коммуникабельность. Ваня сам стал искать контакт с детьми, нормализовался сон, появилась речевая смелость, уменьшился страх речи. Запинки стали редкими. Все чаще мальчик стал овладевать инициативой в ведении диалога.
В процессе коррекционной работы с заикающимися мы обратили внимание на отсроченное проявление положительных результатов логопедических занятий с использованием экстрасенсорных приемов, когда после их окончания в течение 3 – 6 месяцев речь ребенка, подростка или взрослого как бы незаметно продолжала восстанавливаться, доходя до нормы. Это явление для образности можно сравнить с тестом, которое замесили и поставили на время, чтобы оно подходило. Нечто похожее происходит с речью наших пациентов.
Таким образом, положительные результаты наших логопедических занятий с использованием экстрасенсорных приемов у одних пациентов проявлялись сразу же после окончания первого курса, у других – после повторного и у большинства отмечалось отсроченное сглаживание и затухание заикания в течение первых 6 месяцев, после окончания занятий (при отсутствии неблагоприятных факторов в семье).
Изменение в положительную сторону состояния заикающихся подтверждала и энцефалография, которая производилась в начале и по окончании курса занятий,в некоторых случаях – спустя 3 – 6 месяцев после их окончания.
Изучая катамнестические сведения о наших пациентах, мы интересовались, как ведут себя дети и подростки, закончившие курс логопедическо-сенсорного воздействия. Как правило, они ведут активный образ жизни. В случае устранения заикания или значительного улучшения речи у них исчезало чувство страха. Появилась речевая смелость, активность в общении. Многие из них несут значительные физические и эмоциональные нагрузки и выдерживают их, не давая срывов.Приведем некоторые примеры.
Елена К. (8 лет) в марте 1986 года поступила с тяжелым заиканием (невротического характера), прошла курс всего 30 групповых занятий) и закончила их со значительным улучшением. В течение последующих полутора месяцев запинки полностью исчезли. Она вскоре поступила в спортивную школу и стала впоследствии профессиональной спортсменкой. Результат держится на протяжении 9 лет.
Саша А. Приступил к занятиям в возрасте 12 лет в декабре 1985 года с диагнозом: невротическое заикание, тяжелая форма. Прошел один курс (около 30 занятий). Закончил со значительным улучшением. Стал известным эстрадным певцом. Улучшение держится уже 9 лет.
Даниил Л. (невротическое заикание средней тяжести). В дошкольном возрасте (в 1988г.) прошел два курса групповых занятий. Первый курс дал значительное улучшение, повторный – полное устранение заикания. Мальчик, одаренный от природы, уже в дошкольном возрасте начал писать стихи. Учится в музыкальной школе, экстерном сдал несколько экзаменов и в возрасте 12 лет поступил в университет. Не так давно давал интервью по телевидению, держался превосходно, говорил отлично.
Примеры можно продолжить.
Было опрошено 100 пациентов разных возрастов, проходивших наши занятия в разные годы, начиная с 1984 года.
Полное устранение заикания отмечается у 33 человек.
У большой группы в 17 человек решить вопрос о полном устранении заикания на основании опроса не представилось возможным. Отмечалось, что запинок нет, но не уверены, что это так. Некоторые заявляли, что практически запинок нет, но не могут ответить на вопрос, что означает слово «практически». По телефону у них речь была хорошая. Эти 17 человек выделены в группу – практически здоровая речь.
В группу значительного улучшения были отнесены лица с редкими мягкими запинками на фоне правильной самостоятельной речи (46 человек). Без улучшения – 4 человека.
Таким образом, наш опыт использования экстрасенсорных приемов в логопедической работе с заикающимися различных возрастов позволяет констатировать правомерность и эффективность таких занятий. Мы считаем, что разумное сочетание традиционных и нетрадиционных приемов в работе с заикающимися вполне оправдано, так как позволяет успешнее решать в целом проблему преодоления заикания.



Другие статьи

Заикание у детей
Дисграфия и дислексия
Задержка психического развития - ЗПР
Особенности задержки психического развития

Обзор прессы:

О некоторых нетрадиционных приемах преодоления заикания
Научно-методический журнал «Дефектология» №6, 1995 год.

Дарующая счастье. Доктор лечащий... мыслью
Международный журнал сенсаций и прогнозов «Гороскоп» №4, 1999 год.

Заикается каждый. Важно, как часто мы это делаем.
Собеседник Online «Еженедельник Собеседник»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Yandex.ru Россия без наркотиков! Весь Русский Интернет
Refer.ru Findme.Ru TopCTO Медицина Лечение статистика

© Copyright 2002-2003 НОУ "Центр речи".
Все права защищены.