Логотип центра

Негосударственное образовательное учреждение

Центр нетрадиционного лечения речевых расстройств

(Некоммерческая организация)

Зарегистрирована Московской регистрационной палатой 29 декабря 1997 года, свидетельство № 069.782.

Лицензия правительства Москвы серия СЛОД Регистрационный номер 006584 КОД-Н

Особенности задержки психического развития

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению.
У них нет нужных для усвоения программного материала умений,навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом,чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту.
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой психологического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы.
Было установлено, что свойственные эти детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность не протяжении всего времени выполнения задания.
Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего это проявляется в том, что дети с задержкой психического развития не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Это важно иметь в виду, так как легко предположить, что дети, не имеющие дефектов слуха и зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия.
У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной их деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Как известно, большинство выполняемых учащимися в классе и дома заданий и упражнений связано с необходимостью решать те или иные мыслительные задачи. Исключение составляют разве лишь письмо под диктовку и списывание текста. Таким образом, при выполнении многих заданий дети с задержкой психического развития сталкиваются с трудностями интеллектуального характера. Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении).
Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к четвертому классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.
Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Отличается от нормы и речь детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас (особенно активный). Выражаемые имеющимися в словаре словами понятия часто неполноценны – сужены, неточны, а иногда и просто ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети с задержкой психического развития плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями; поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети рассматриваемой группы испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
Речь детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормальных сверстников и умственно отсталых. У детей с задержкой психического развития позже чем в норме возникает период «детского словотворчества»; затягивается период функционирования «неологизмов» (у умственно отсталых этот период совсем отсутствует).
Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения – «выходках».
Под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического развития быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей развития его психических процессов и личности в целом. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющееся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Иногда надо побуждать ребенка к выполнению предложенных заданий на основе игровой мотивации деятельности.
Если указанное отставание и не вполне адекватное поведение не удается преодолеть в условиях массовой школы, надо направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, которая решит вопрос о целесообразности перевода его в специальную школу для детей с задержкой психического развития.
При задержке психоречевого развития обычно не предполагаются выраженные морфологические изменения в центральной нервной системе. Нарушения часто имеют обратимый нейродинамический характер. Это может быть результатом различных патологических состояний у детей, перенесших нетяжелую родовую травму или истощение в результате соматических заболеваний в первые месяцы и годы жизни, а также неблагоприятных условий окружения и воспитания (глухонемота родителей, нарушения речи близких окружающих, двуязычие и т.д.).
Для развития речи ребенка недостаточно, чтобы все отделы центральной нервной системы, принимающие участие в речевой функции, были сохранены, важно, чтобы они активно функционировали. Поэтому неблагоприятные воздействия, нарушающие эту активность, будут приводить к задержке речи.
Стремление некоторых авторов рассматривать задержку психоречевого развития в рамках общего ее недоразвития объясняется в первую очередь большими диагностическими трудностями в разграничении указанных состояний, особенно при однократном обследовании ребенка. В большинстве случаев точный диагноз может быть установлен только в процессе логопедической работы.
Весь ход речевого развития (как спонтанного, так и коррегируемого логопедическими мероприятиями) у детей с задержкой психоречевого развития качественно отличается от речи детей при общем ее недоразвитии. Особенно это касается формирования лексико-грамматической системы языка.
Развитие речи при задержке психоречевого развития отличается от нормального только по своим темпам, перезод от одной стадии речевого развития к другой чаще происходит, как и при нормальном речевом развитии, скачкообразно. Поэтому с каждым годом такой ребенок все большеи больше догоняет своих здоровых сверстников и, как уже указывалось, при раннем начале логопедических занятий к началу школьного возраста может полностью преодолеть свою речевую недостаточность.
Кроме того, исходя из патогенеза задержки психоречевого развития понятно, что у этих детей менее выражены признаки так называемого органического поражения их центральной нервной системы. Общие моторные функции, психические реакции, поведение у этих детей более сохранны, в случаях же нарушения эти дети легче поддаются лечебно-коррекционным воздействиям.
Задержка психоречевого развития обычно сочетается с более замедленным темпом интеллектуального развития ребенка и может быть обусловлена различными причинами, наиболее частыми из которых являются следующие:
психо-физический инфантилизм;
выраженне астенические и цереброастенические состояния;
двигательная патология;
неблагоприятные условия воспитания и окружения.
В каждом из указанных вариантов задержка психоречевого развития имеет свои некоторые особенности, которые в настоящее время еще недостаточно изучены.В практической жизни может встречаться сочетание указанных неблагоприятных факторов, и тогда патология речевого развития может принимать более сложный характер.

Прочитать статью в научно-методическом журнале "Дефектология" № 6 от 1995 года.

Другие статьи

Заикание у детей
Некоторые нетрадиционные приемы преодоления заикания
Дисграфия и дислексия
Задержка психического развития - ЗПР

Обзор прессы:

О некоторых нетрадиционных приемах преодоления заикания
Научно-методический журнал «Дефектология» №6, 1995 год.

Дарующая счастье. Доктор лечащий... мыслью
Международный журнал сенсаций и прогнозов «Гороскоп» №4, 1999 год.

Заикается каждый. Важно, как часто мы это делаем.
Собеседник Online «Еженедельник Собеседник»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Yandex.ru Россия без наркотиков! Весь Русский Интернет
Refer.ru Findme.Ru TopCTO Медицина Лечение статистика

© Copyright 2002-2003 НОУ "Центр речи".
Все права защищены.